В прошлый раз, отправляясь на Юга, мы решили обойти М5 с её дико перегруженным трафиком и бесконечными обгонами фур по встречке, объехав её через Бугуруслан, Дюртюли, Бирск, Караидель, Месягутово. Сама дорога нам понравилась за исключением 70 км гравийки от Караидель до Тастубы. Где то там, в гравийной пыли, мы оставили колесо, разорванное в хлам и декоративный колпак на диск.
Поэтому, отправляясь в поездку на Кавказ в конце июня 2018 года, выбран другой маршрут: от Екатеринбурга по Е22 до Ачита и Суксуна, далее поворот на Орду и затем дорогами местного значения проехать через Усинское, Куеду, Старые Татышлы, Дюртюли, Чекмагуш, Туймазы, Бавлы, Бугульму, Бугуруслан, Кинель-Черкасы и выйти на трассу Самара-Саратов на левом берегу Волги.
В этом варианте М5 мы должны были пересечь два раза на участках Бовлы-Бугульма и Бугульма — Бугуруслан. Расстояние Екатеринбург-Саратов в обычном варианте через М5 навигатор давал в 1421 км и 15:41 часа. Наш вариант — 1563 км и 18 часов. Немного дальше и дольше, но гораздо более живописно и щадяще для нервов.
Далее от Саратова без вариантов — Волгоград — Элиста — Махачкала — Дербент.
В итоге, план реализовали на 95%, но чуть чуть М5 все же зацепили.
Что получилось в итоге:
Дорога Екатеринбург — Орда
Хорошая, мало нагруженная трасса. До Первоуральска полосы разделены, по два ряда в каждую сторону.
Спокойно можно идти 110, если хотите — хоть 150. После Первоуральска полосы объединяются в одну, по одному ряду в каждую сторону. Довольно часто сделаны полосы обгона то в одну то в другую сторону, качество асфальта хорошее, так что до поворота на Орду мы доехали за 4 часа, успев пообедать возле Таволог в кафе «Три медведя».
Кафе нас поразило не только чистотой и вкусной и недорогой кухней, но и настоящим культом медведей во всех их видах и формах.
От поворота на Орду дорога становится чуть хуже, но вполне сносной.
Дорога по Пермскому краю Орда — Уинское — Чернушка — Куеда
Дорога на четвёрку, иногда с минусом — в целом нормальный асфальт, но периодически на нем попадаются неприятные и неожиданные ямки с острыми краями. Попалось два участка, где асфальт не ремонтировали лет 5 — местами пошёл волнами, появились выбоины. Но в целом, внимательно следя за дорогой, можно идти 80-110.
Места очень живописные. Местный багульник нас впечатлил — у нас он где то полметра-метр высотой, а тут вот такой:
Отметим, что поскольку дорога сугубо районного значения, на ней крайне мало АЗС, кафе и гостиниц. Настолько мало, что мы не увидели ни одной.
Солнечная Башкирия: дорога Куеда — Верхние Татышлы — Старобалтачево — Бураево — Дюртюли
Нас смутили Яндекс.Карты, которые этому участку в 177 км длинной отводили 3 часа с копейками и звали ехать «более короткой дорогой» через Аксаитово и Старый Курдым.
Заехав в Аксаитово и поняв, что единственная посёлковая улица становится все меньше асфальтом и все больше щебенкой, мы спросили местных жительниц, можно ли тут проехать в Дюртюли. Услышав в ответ, что» дорога плохая, но рыбаки ездюют», решили не рисковать и вернулись на трассу на Татышлы, которая выглядела как хороший европейский хайвей провинциального значения. При этом ругали Яндекс за тупизну.
Как оказалось, Яндекс был далеко не так туп.
Дорога через Татышлы, и Верхние и Новые — твёрдая пятёрка. Так же продолжается и дальше, через Старобалтачево. Дальше этот славный хайвей уходит в сторону красавца Бирска. Но наша судьба была — свернуть направо, к Бураево. И дальше начался адский ад.
То, по чему мы ехали, дорогой могли назвать лишь казахские погонщики верблюдов в 19 веке. Ямы, переходящие в гравийку, разбитую до «стиральной доски». Ямы, размер которых давно превысил ширину дороги и обочины, так что машины опползают их по краю осыпи. Эта дорога стала в наших глазах позорным «скелетом в шкафу» славного башкирского автодора.
Иногда дорога становилась лучше, но как только вы пытаетесь ускориться — она тут же разваливалась на куски невнятных ухабов. В итоге, скорость упала до 5-10 км в час и паскуда-Яндекс оказался прав. После Ярмино дорога становится лучше, а когда выезжаешь на трассу Нефтекамск — Дюртюли, начинаешь снова верить в местный автодор.
Перед Дюртюлями увидели очередной шедевральный топоним:
И в 11 вечера прибыли славный город Дюртюли.
Башкирия: дорога Дюртюли — Чекмагуш — Шаран — Туймазы — Октябрьский
Дюртюли оставили приятное впечатление — чистый и уютный город, есть несколько гостиниц. Цены на гостиницы — чуть выше средних. Задерживаться там не стали, закупились в «Монетке» и двинулись дальше.
Дорога на 4 с плюсом, большая часть хороший асфальт, попадаются участки, требующие ямочного ремонта. Что не понравилось — дорога через Туймазы и Октябрьский идёт через населенную местность, плотный поток местных машин, автобусов, тракторов, светофоры, в итоге низкая средняя скорость — в районе 40 км/час. В итоге эти 20 км проходятся минут 40. Далее по плану мы должны были пересечь М5 в сторону Кызыл-Ядра и Бавлов, но так как стало пожимать время (первый день ехали медленно, выехали поздно и переезды по Башкирии также производили впечатление какой то неторопливой прогулки), а на перекрёстке с М5 потока не наблюдалось, решили ехать прямо по М5.
Дорога Октябрьский — Бугульма — Бугуруслан — Кинель-Черкасы — Кинель
Поиграв в обгонялки с фурами по М5, радостно свернули на Бугульму. Дорога отличная, едешь 110 спокойно. Далее дорога идёт в объезд Бугульмы по дуге. После города качество покрытия падает, но не значительно. Движение не интенсивное. Пересекли М5 в последний раз и поехали к Бугуруслану. В прошлый раз проходили этот участок поздно вечером и рано утром, в этот раз были в середине дня. Довольно активное движение через населеные пункты (Бугуруслан в первую очередь) также вытормаживает. То же касается и участка через Кинель-Черкасы — Кинель — выехавшие по своим делам сельхоз машины и местные жигуленки порядком досаждают. В прошлый раз этот участок прошли раза в полтора быстрее.
Качество асфальта — сносное, от 5 до 3 с плюсом.
После Кинели до объездной Самары асфальт становится на твёрдую 5, поток ускоряется, объездная в сторону Левого берега Волги всегда не загружена, дорога ровная и ходкая. Единственная проблема — почти нет кафе и заправок. Второй раз попадаем туда в обед и оба раза не очень удачно — какие то сомнительные забегаловки.
Дорога Самара — Балаково — Саратов по левому берегу Волги
Последний раз мы тут были в 2016, дорога была сносно, в отличие от правого берега — никаких ремонтов и фур, местами трясло (несколько отрезков было как стиральная доска, но на 70 вполне проходились), поэтому решили рискнуть снова. Как оказалось — зря.
За два года дорога сильно износилась, видно, что никаких ремонтов не делалось, асфальт во многих местах пошёл волнами, особенно после въезда на территорию Саратовской области. Объективно — худший участок дороги за всю поездку. Пока его не отремонтируют — делать там нечего, только подвеску ломать.
Предвосхищая следующий пост — обратно поехали по западному берегу и не пожалели — дорогу к чемпионату мира существенно модернизировали, освежили асфальт, добавили полосы обгона — даже днём едется хорошо. В ближайшие лет 5 однозначно будем выбирать правый берег.
Если вернуться к дороге «туда», помучавшись на «стиральной доске» с ямами, радостно свернули от Пугачёва направо, послушав Яндекса. Далее какими то невнятными тропами он повёл нас на Красную Речку, Солянский, Новониколаевский, Натальино. Были сумерки, усталость давала знать, так что совершенно неожиданно мы оказались в Балаково, поразившее нас своей благоустронностью и идеальным асфальтом. Эта дорожка — через Красную Речку — узкая, местами есть колеи и ямы, но в целом лучше основной трассы. Так что для любителей тихих дорог — можете её смело выбирать.
Балаково прошли по темноте и выехали через плотину Волжского моря на правый берег. Дорога идёт прямо внутри плотины — зрелище завораживающее.
Правый берег поразил существенно лучшим качеством дорог. Около часу ночи вставили на ночёвку в Сенном, в гостинице «Взлёт».
В гостинице завершади ремонт, так что сильно пахло краской и не все было установлено из мебели и освещения. Думаем, уже к концу лета 2018 эти проблемы решатся и станет вполне сносным местом для ночёвки.
Утром выехали в сторону Дербента. Но это уже другая история.